УСР студентов

Рекреационное и туристское районирование Беларуси (16 ч.)

Цель (задачи) изучения темы:

Сформировать систему знаний, навыки и умения проведения комплексной рекреационной оценки административного района Беларуси.

Учебные задания:

Задание 1. С помощью литературных и статистических источников, интернет-ресурсов провести комплексную рекреационную оценку административного района Республики Беларусь (по выбору преподавателя) по ниже приведённому плану. Результаты исследования оформить в виде индивидуального отчёта.

Задание 2. По результатам исследования составить презентацию, в которой указать основные рекреационные характеристики исследуемого рекреационного района.

Форма отчета:

Результаты оценки оформить в форме интегрального отчёта.

Требования к отчету: печатный формат А4; текстовый редактор Microsoft Word 6.0 и выше; шрифт – Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, все поля по 2 см. В конце отчета список использованных источников.

ПЛАН

комплексной рекреационной оценки территории

I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИИ

1.1 Общие сведения, состав, соседи.

1.2 Географическое положение (месторасположение в РБ, близость к столице и областным центрам, основным транспортным магистралям, международным туристским центрам и туристским потокам);

1.3 Рекреационная оценка рельефа (расчлененность, наличие возможности заниматься отдельными видами рекреации);

1.4 Рекреационная оценка климата, сезонности погодных условий (благоприятность и комфортность основных биоклиматических характеристик, наличие возможности заниматься отдельными видами рекреации);

1.5 Рекреационная оценка водных ресурсов (наличие пляжей, температурный и санитарно-эпидемиологический режим воды, купальный сезон, наличие возможности заниматься отдельными видами рекреации);

1.6 Бальнеологические ресурсы;

1.7 Растительный и животный мир. Охотничьи и рыболовные ресурсы.

1.8 . Ландшафтные особенности. Эстетическая привлекательность ландшафтов. Памятники природы. Особо охраняемые природные территории (заказники, национальные парки).

1.9 Природные территории, используемые в экологическом туризме. Сведения о специализированных туристских и рекреационных территориях (зоны отдыха, курорты и т.д.).

1.10 Экологическая обстановка.

II. УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ.

2.1 Геодемографические особенности населения (численность, воспроизводство населения, плотность населения, уровень урбанизации, сельское население, общая характеристика крупнейших населенных пунктов);

2.2 Этнический и конфессиональный состав населения. Этнокультурные особенности территории.

2.3 Особенности экономического развития. (Специализация промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Уникальные производства. Крупнейшие индустриальные центры. Профиль социально-экономического развития территории (индустриальные, аграрные или смешанные территории).

2.4 Уровень развития социально-культурной сферы (обеспеченность социальной инфраструктурой).

III. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИИ

3.1 История развития и формирования территории (общая/ туризма и рекреации);

3.2 Памятники историко-культурного наследия (значимость, хронология);

3.3 Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковые особенности территории), социально-биографические ресурсы;

3.4 Музеи и другие объекты культуры и индустрии развлечений. Основные культурные центры региона. Объекты показа и их характеристика (экскурсионные маршруты / объекты и их характеристика);

IV. ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. ООСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ

4.1 Характеристика объектов гостеприимства (размещение и питание, агроусадьбы);

4.2 Характеристика объектов туристической индустрии (агентства и операторы);

4.3 Санаторно-курортные, оздоровительные и прочие специализированные средства размещения;

4.4 Особенности управления туристскими объектами и территориями;

4.5 Основные туристские центры региона: их профиль и специфика.

4.6 Основные направления туристских потоков в регионе;

4.7 Специализация. Роль и место района (зоны) для РБ.

V. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ

5.1 современное состояние и перспективы развития рекреационной и туристской деятельности на данной территории.

5.2 Анализ реального и потенциального спроса на данный регион (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов).

5.3. Выявление преимуществ и недостатков исследуемого региона по отношению к остальным.

5.4 Характеристика возможностей инфраструктуры, предприятий обслуживания, транспортных коммуникаций, смежных с туристской отраслей (торговля, бытовое и медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения и др.).

5.5 Выявление приоритетных видов туризма, которые определяют туристскую уникальность территории.

Список рекомендуемой литературы:

1. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. Мн.: 1985.

2. Туристская энциклопедия Беларуси / редкол. : Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника. – Минск : Беларус. энцыкл. iмя П. Броўкi, 2007.

3. Туристские регионы Беларуси / редкол. : Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника. – Минск : Беларус. энцыкл. iмя П. Броўкi, 2008. – 608 с.