Практическая работа 10
РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Оборудование: географический атлас Беларуси (722 аудитория).
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности и основные принципы рекреационного районирования. Рекреационный район: понятие, основные признаки, иерархия.
2. Особенности и основные признаки туристского районирования. Туристский район: понятие, основные признаки, цикл развития, структурные компоненты, иерархия.
3. Туристские центры и дестинации: понятие, основные признаки, типология.
Практические задания:
Задание 1. Провести сравнительную бальную оценку транспортно-географического положения двух городов Беларуси как туристских центров (по выбору преподавателя) используя следующую методику:
1) положение относительно железных дорог: железнодорожный узел - 20 баллов,
размещенный на железной дороге - 15, находится на расстоянии от железной дороги
не более чем
2) положение относительно автомагистралей: расположение на пересечении автомагистралей общегосударственной значимости - 15 баллов, на автомагистрали - 10, проходят автомобильные дороги местного значения - 5 баллов;
3) положение относительно судоходной реки: расположение на судоходной реке - 15 баллов, не расположен на судоходной реке - 0 баллов;
4) расстояние от областного центра или Минска в километрах: 50-15 баллов, от 50 к 100 - 10, от 100 к 150 - 5, более чем 150 - 0 баллов.
Задание 2. Оцените туристско-рекреационную доступность г. Бреста как туристской дестинации для следующих групп потенциальных потребителей туристских услуг:
А) молодёжной группы 4-5 человек;
Б) семейная пара без детей от 20 до 35 лет;
В) семейная пара с детьми старше 10 лет;
Потенциальные туристы постоянно проживают в городах:
а) Санкт-Петербург,
б) Львов,
в) Варшава,
г) Вильнус.
Оценка производится на основании балльной шкалы, от «1» (очень низкая доступность) до«5» (очень высокая доступность), где выделяются следующие виды доступности туристской дестинации:
1. Информационная доступность :
• наличие полной и разнообразной информации об объекте, а именно - широкая циркуляция путеводителей и общей справочной литературы на разных языках;
• возможность получения исчерпывающей информации о регионе от туристских операторов и агентств;
• существование действующей и регулярно обновляемой информационной«страницы региона» в Интернете(на разных языках);
2. Транспортная доступность:
• наличие прямых авиасообщений и железнодорожных маршрутов;
• возможность и простота использования личного автотранспорта;
• качество транспортных услуг, в том числе удобство оборудования автострад, железнодорожных вокзалов, аэропортов с точки зрения путешественников с детьми.
3. Финансовая доступность :
• уровень цен на рекреационные услуги;
• соответствие цен на сервис качеству предоставляемых услуг;
• наличие спектра альтернативных услуг (гостиниц разных категорий, семейных пансионов, ресторанов/кафе, обслуживающих специальные потребности отдыхающих— лечебное питание, вегетарианское и т.п.);
• соответствие цен на рекреационные услуги в регионе уровню цен в конкурирующих регионах.
4. Практическая доступность туристских услуг в регионе :
• существование информационных служб/бюро, помогающих отдыхающим организовать пребывание в регионе в соответствии с их вкусами, специфическими (возрастными, социальными, физическими) требованиями и финансовыми возможностями;
• наличие сети гостиниц и мест общественного питания (в том числе непосредственно в аэропортах и вблизи вокзалов), отвечающих разным вкусам и уровням достатка;
• удобство и оборудование пляжей, прогулочных троп/маршрутов, садово-парковых комплексов и т.п. ;
• возможность аренды автотранспорта;
• наличие услуг, ориентированных на удовлетворение специфических требований детей (детское питание, специальные развлечения, возможность организации ухода за детьми).
5Альтернативная доступность :
• проблематичность приобретения путевок/туристских пакетов и организации «неорганизованных» путешествий;
• насколько выигрышно может оцениваться регион с точки зрения отдыха по сравнению с конкурирующими регионами.
Оценка доступности туристского объекта :
1 балл— очень низкая;
2 балла— низкая;
3 балла— средняя;
4 балла— высокая;
5 баллов— очень высокая доступность.
Выполнение задания:
Письменно в тетради дайте характеристику основным параметрам отдельных видов доступности. Результаты оценки внесите в таблицу 10.1. На основании произведенной оценки сделайте вывод относительно перспектив отдыха в регионе в предстоящем сезоне. Жители каких регионов, скорее всего, выберут г. Брест как место для отдыха?
Какие практические рекомендации вы могли бы дать для того, чтобы сделать отдых в Брестской области более доступным и соответственно привлекательным для разных групп потенциальных потребителей?
Таблица 10.1 – Оценка доступности г. Бреста как туристской дестинации
доступность туристской дестинации |
с точки зрения туристов из: | |||
Санкт-Петербург |
Варшава |
Львов |
Вильнюс | |
1)информационная |
||||
2)транспортная |
||||
3)финансовая |
||||
4)практическая |
||||
5)альтернативная |
||||
Суммарная оценка: |
Суммарная оценка доступности региона как рекреационного объекта с точки зрения потребителя не должна превышать30 баллов и быть менее 6 баллов.
Список рекомендуемой литературы:
1. Кусков, А.С. Основы туризма. 4-е издание. М.: КНОРУС, 2015 г.
2. Мироненко, Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981.
3. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков А.С., В.Л Голубева., Т.Н Одинцова. – М.,2005.
4. Голубева В.Л., Кусков А.С. Основы рекреационной географии : курс лекций. / В.Л. Голубева, А.С. Кусков. – Саратов, 2004.