Практическая работа 10

РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Оборудование: географический атлас Беларуси (722 аудитория).

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности и основные принципы рекреационного районирования. Рекреационный район: понятие, основные признаки, иерархия.

2. Особенности и основные признаки туристского районирования. Туристский район: понятие, основные признаки, цикл развития, структурные компоненты, иерархия.

3. Туристские центры и дестинации: понятие, основные признаки, типология.

Практические задания:

Задание 1. Провести сравнительную бальную оценку транспортно-географического положения двух городов Беларуси как туристских центров (по выбору преподавателя) используя следующую методику:

1) положение относительно железных дорог: железнодорожный узел - 20 баллов, размещенный на железной дороге - 15, находится на расстоянии от железной дороги не более чем 15 км - 10, на расстояния 15- 30 км - 5, более чем 30 км - 0 баллов;

2) положение относительно автомагистралей: расположение на пересечении автомагистралей общегосударственной значимости - 15 баллов, на автомагистрали - 10, проходят автомобильные дороги местного значения - 5 баллов;

3) положение относительно судоходной реки: расположение на судоходной реке - 15 баллов, не расположен на судоходной реке - 0 баллов;

4) расстояние от областного центра или Минска в километрах: 50-15 баллов, от 50 к 100 - 10, от 100 к 150 - 5, более чем 150 - 0 баллов.

Задание 2. Оцените туристско-рекреационную доступность г. Бреста как туристской дестинации для следующих групп потенциальных потребителей туристских услуг:

А) молодёжной группы 4-5 человек;

Б) семейная пара без детей от 20 до 35 лет;

В) семейная пара с детьми старше 10 лет;

Потенциальные туристы постоянно проживают в городах:

а) Санкт-Петербург,

б) Львов,

в) Варшава,

г) Вильнус.

Оценка производится на основании балльной шкалы, от «1» (очень низкая доступность) до«5» (очень высокая доступность), где выделяются следующие виды доступности туристской дестинации:

1. Информационная доступность :

• наличие полной и разнообразной информации об объекте, а именно - широкая циркуляция путеводителей и общей справочной литературы на разных языках;

• возможность получения исчерпывающей информации о регионе от туристских операторов и агентств;

• существование действующей и регулярно обновляемой информационной«страницы региона» в Интернете(на разных языках);

2. Транспортная доступность:

• наличие прямых авиасообщений и железнодорожных маршрутов;

• возможность и простота использования личного автотранспорта;

• качество транспортных услуг, в том числе удобство оборудования автострад, железнодорожных вокзалов, аэропортов с точки зрения путешественников с детьми.

3. Финансовая доступность :

• уровень цен на рекреационные услуги;

• соответствие цен на сервис качеству предоставляемых услуг;

• наличие спектра альтернативных услуг (гостиниц разных категорий, семейных пансионов, ресторанов/кафе, обслуживающих специальные потребности отдыхающих— лечебное питание, вегетарианское и т.п.);

• соответствие цен на рекреационные услуги в регионе уровню цен в конкурирующих регионах.

4. Практическая доступность туристских услуг в регионе :

• существование информационных служб/бюро, помогающих отдыхающим организовать пребывание в регионе в соответствии с их вкусами, специфическими (возрастными, социальными, физическими) требованиями и финансовыми возможностями;

• наличие сети гостиниц и мест общественного питания (в том числе непосредственно в аэропортах и вблизи вокзалов), отвечающих разным вкусам и уровням достатка;

• удобство и оборудование пляжей, прогулочных троп/маршрутов, садово-парковых комплексов и т.п. ;

• возможность аренды автотранспорта;

• наличие услуг, ориентированных на удовлетворение специфических требований детей (детское питание, специальные развлечения, возможность организации ухода за детьми).

5Альтернативная доступность :

• проблематичность приобретения путевок/туристских пакетов и организации «неорганизованных» путешествий;

• насколько выигрышно может оцениваться регион с точки зрения отдыха по сравнению с конкурирующими регионами.

Оценка доступности туристского объекта :

1 балл— очень низкая;

2 балла— низкая;

3 балла— средняя;

4 балла— высокая;

5 баллов— очень высокая доступность.

Выполнение задания:

Письменно в тетради дайте характеристику основным параметрам отдельных видов доступности. Результаты оценки внесите в таблицу 10.1. На основании произведенной оценки сделайте вывод относительно перспектив отдыха в регионе в предстоящем сезоне. Жители каких регионов, скорее всего, выберут г. Брест как место для отдыха?

Какие практические рекомендации вы могли бы дать для того, чтобы сделать отдых в Брестской области более доступным и соответственно привлекательным для разных групп потенциальных потребителей?

Таблица 10.1 – Оценка доступности г. Бреста как туристской дестинации

доступность

туристской дестинации

с точки зрения туристов из:

Санкт-Петербург

Варшава

Львов

Вильнюс

1)информационная

2)транспортная

3)финансовая

4)практическая

5)альтернативная

Суммарная оценка:

Суммарная оценка доступности региона как рекреационного объекта с точки зрения потребителя не должна превышать30 баллов и быть менее 6 баллов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Кусков, А.С. Основы туризма. 4-е издание. М.: КНОРУС, 2015 г.

2. Мироненко, Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981.

3. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков А.С., В.Л Голубева., Т.Н Одинцова. – М.,2005.

4. Голубева В.Л., Кусков А.С. Основы рекреационной географии : курс лекций. / В.Л. Голубева, А.С. Кусков. – Саратов, 2004.