Практическая работа 9
РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТСКОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Рекреационное и туристское природопользование. Функциональная модель и основные типы туристского природопользования.
2. Рекреационное природопользование и охрана природы.
3. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и особенности их оценки.
Практические задания:
Задание 1. Рассчитайте рекреационную нагрузку по нижеприведённой методике. Дайте подробный ответ на следующие задачи. Ответ запишите письменно в тетради.
Задача 1. Сосняки брусничный и черничный. Коэффициенты соотношения среднегодовой единовременной рекреационной нагрузки для этих типов леса равны соответственно 1,0 и 1,2. Продолжительность учетного периода 1 год. Определите суммарную годовую рекреационную нагрузку. Pг для сосняка брусничного равна 0,1 чел./га. Объясните различия в суммарной годовой рекреационной нагрузке в разных типах леса.
Задача 2. Среднее многолетнее количество нерабочих и рабочих дней с комфортной и дискомфортной погодой соответственно 52; 53; 129; 131, среднее за учетный период единовременное количество отдыхающих в эти дни соответственно 4,68; 1,17; 1,04 и0,26 чел./га. Продолжительность сезона отдыха 900 ч. Определите среднесезонную допустимую единовременную рекреационную нагрузку.
Методические рекомендации
При определении допустимой рекреационной нагрузки на лес используются следующие формулы:
(1)
где Iг – суммарная годовая рекреационная нагрузка, чел./га; Рг – среднегодовая единовременная рекреационная нагрузка, чел./га; Т – продолжительность учетного периода при определении рекреационной нагрузки(8760 ч).
(2)
где Рсд – среднесезонная допустимая единовременная рекреационная нагрузка, чел./га; Ргд – среднегодовая допустимая единовременная рекреационная нагрузка, чел./га; Тс– продолжительность сезона отдыха, ч.
Рг– среднегодовая допустимая единовременная рекреационная нагрузка, чел./га; Р1...Рn – средние за учетный период единовременные нагрузки в разные сезоны года в рабочие и нерабочие дни с комфортной и дискомфортной погодой в различные сезоны года, чел./га; f1...fn – среднее многолетнее количество нерабочих и рабочих дней с комфортной и дискомфортной погодой в разные сезоны года, дни.
(3)
где Iгд – суммарная годовая допустимая рекреационная нагрузка, ч/га в год; Тм– время, затраченное на моделирование рекреационной нагрузки, вызвавшей появление пороговых значений нагрузки, час/м2; Пд – площадь насаждения, выделяемого для рекреационного пользования, м2.
Задание 2. Определите допустимую нагрузку на лесопарк (по выбору студента) по степени устойчивости травяного покрова. Используйте для исследования методику Н.С. Казанской.
Стадии дигрессии:
1. Деятельность человека не внесла в лесной комплекс никаких заметных изменений.
2. Рекреационное воздействие человека выражается в установлении редкой сети тропинок, в появлении среди травянистых растений некоторых светолюбивых видов, в начальной фазе разрушения подстилки.
3. Тропиночная сеть сравнительно густа, в травянистом покрове преобладают светолюбивые виды, начинают появляться и луговые травы, мощность подстилки уменьшается, на внетропиночных участках возобновление леса все еще удовлетворительное. Рекреационное воздействие человека выражается в установлении редкой сети тропинок, в появлении среди травянистых растений некоторых светолюбивых видов, в начальной фазе разрушения подстилки. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Налесных полянах появились ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в3-4 раза по сравнению с нетронутым лесом.
4. Тропинки густой сетью опутывают лес, в составе травянистого покроваколичество собственно лесных видов незначительно, жизнеспособного подроста молодого возраста (до 5-7 лет) фактически нет, подстилка встречается фрагментарно у стволов деревьев. На открытых местах растут подорожник, лапчатка, птичья гречишка.
5. Полное отсутствие подстилки и подроста, отдельными экземплярами на вытоптанной площади – сорные и однолетние виды трав.
Оценка густоты сети тропинок производится визуально-оценочным методом. Наблюдатель, находясь на тропинке, определяет визуально, сколько тропинок он видит со своего места. Если ни одной, кроме той, - пять тропинок- значительная густота (4 балла); более пяти- очень высокая густота сети тропинок на данном участке. Затем наблюдатель перемещается на определенное расстояние, например, на 100 метров, и повторяет цикл визуальной оценки густоты тропиночной сети.
Задание 3. Дайте рекреационную оценку загрязнённости территории твёрдыми бытовыми отходами. Результаты занесите в таблицу.
Методические рекомендации . Если при внимательном обходе и осмотре территории наблюдатель не отмечает видимого мусора, участок оценивается в один балл. В случае обнаружения мусора при обходе территории дается оценка в два балла. Если мусор незаметен при движении наблюдателя с обычной скоростью пешей прогулки(3-4 км/ч), но сразу виден при остановке- оценка обилия мусора три балла. Когда мусор заметен при ходьбе прогулочным темпом без остановки наблюдателя - четыре балла. Если мусор распространен повсеместно, участок получает максимальную оценку в пять баллов.
Таблица 9.1 – Загрязнённость бытовыми отходами изучаемых участков
Список рекомендуемой литературы:
1. Мироненко, Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981.
2. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков А.С., В.Л Голубева., Т.Н Одинцова. – М.,2005.
3. Голубева В.Л., Кусков А.С. Основы рекреационной географии : курс лекций. / В.Л. Голубева, А.С. Кусков. – Саратов, 2004.