Содержание учебного материала
Содержание ЭУМК соответствует учебной программе «Рекреационная география» для специальностей 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство и 1-31 02 01 География, составленной на основе образовательных стандартов высшего образования первой ступени специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» и 1-31 02 01 География (по направлениям), утвержденных и введенных в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013., № 88.
Тема 1. Рекреационная география как наука. Рекреация как социально-экономическое явление
Значение курса в системе подготовки студентов в сфере туризма и гостеприимства. Цели, задачи и структура курса. Предпосылки и история развития рекреационной географии как науки. Эволюция исследовательских парадигм в рекреационной географии: экономико-географический и социокультурный подходы. Объект, предмет и основные задачи рекреационной географии на современном этапе. Связи рекреационной географии с другими науками. Функции рекреационной географии. Перспективы развития рекреационной географии.
Феномен рекреации. Основные подходы к определению понятий «рекреация» и «отдых». Виды деятельности человека во время отдыха. Соотношение понятий «рекреация», «отдых» и «туризм». Эволюция человечества и эволюция рекреационной деятельности как социально-экономического явления Социально-экономическая сущность рекреации. Функции рекреации: медико-биологическая, социально-культурная, экономическая.
Тема 2. Свободное время и его структура
Понятие «свободное время». Современные тенденции использования свободного времени в обществе: уменьшение расходов внерабочего времени на домашний труд, повышение интенсивности труда, процесс трансформации общественного сознания. Гедонизация свободного времени.
Особенности и структура «социального времени». Рабочее, внерабочее, свободное, непреложное свободное и рекреационное (действительно свободное) время. Рекреационное время и его структура. Структура рекреационного времени в течение жизни человека. Типы рекреации в зависимости от рекреационного времени.
Тема 3.Особенности и принципы организации рекреационной деятельности
Понятие о рекреационных потребностях. Рекреационные потребности как продукт исторического развития общества. Факторы формирования рекреационных потребностей (социально-экономические, демографические, личностно-поведенческие, ресурсно-экологические, политические, факторы культурного и общественно-психологического характера). Виды рекреационных потребностей: общественные, групповые и индивидуальные. Направления и методы исследования рекреационных потребностей. Оценка рекреационных потребностей: экономический, медико-биологический, социологический и социально-психологический аспекты. Рекреационная мотивация. Понятие о рекреационном спросе и предложении. Факторы формирования рекреационного спроса.
Рекреационная деятельность, понятие и структура. Рекреационные занятия и их виды (рекреационно-лечебные, рекреационно-оздоровительные, рекреационно-спортивные, рекреационно-познавательные). Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности. Целевые, дополнительные и сопутствующие элементарные рекреационные занятия. Понятие о цикле рекреационной деятельности. Функционально-технологическая классификация циклов рекреационной деятельности. Суточные, недельные, квартальные, годичные, жизненные циклы рекреационной деятельности. Моделирование циклов рекреационной деятельности.
Классификация рекреационной деятельности по главному мотиву рекреации, территориальному охвату, продолжительности, правовому статусу и форме организации, количеству участников, по возрастным категориям, сезонности, способу передвижения.
Тема 4. Рекреационные ресурсы и их классификация
Понятие «рекреационные ресурсы» и «условия рекреационной деятельности». Исторический и географический характер рекреационных ресурсов. Условия и принципы использования рекреационных ресурсов в рекреационной деятельности. Соотношение понятий «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы».
Основные подходы к классификации рекреационных ресурсов: генетическая, функциональная ситуационная. Классификация туристских ресурсов по характеру использования, функциональным признакам. Классификации туристских ресурсов М. Траусы и П Дефера.
Понятие «рекреационный потенциал территории». Содержание, состав и структура рекреационного потенциала территории. Основные подходы и методология оценки рекреационных ресурсов и рекреационного потенциала территории. Основные типы оценки рекреационных ресурсов: медико-биологическая, технологическая, психолого-эстетическая и экономическая.
Кадастр рекреационных и туристских ресурсов: понятие, принципы и цели. Свойства и основные характеристики рекреационных ресурсов. Требования, предъявляемые к рекреационным ресурсам в целях использования в рекреационной деятельности и туризме.
Тема 5. Природные рекреационные ресурсы
Природные лечебные (курортные) ресурсы. Курорты и их классификация. Основные методы климатотерапии (аэротерапия, гелиотерапия и талассотерапия) и их лечебные свойства. Ресурсы природных минеральных вод. Основные бальнеологические группы минеральных вод и их лечебные свойства. Лечебные грязи (пелоиды): виды, физико-химический состав, способы применения, лечебно-профилактические свойства. Лечебные спелеологические ресурсы и их профилактические свойства. Лечебное значение морской воды. Лечебные свойства газообразного радона и сухого воздуха.
Биоклиматические рекреационные ресурсы. Влияние метеорологических параметров на организм человека и организацию рекреационной деятельности: инфракрасного и ультрафиолетового излучения, инсоляционного режима, температуры воздуха, скорости ветра, режима влажности воздуха, атмосферной циркуляции, режимом осадков. Оценка тепло ощущения человека по методу Арнольди и эффективно-эквивалентными температурами. Классификация биоклиматических параметров по характеру воздействия на организм. Типы погоды по благоприятности для рекреационной деятельности.
Рельеф как условие и ресурс развития отдельных видов рекреационной деятельности. Значение рельефа для лечебно-оздоровительного отдыха, пешеходного туризма, горного туризма и альпинизма. Познавательное и спортивное значение спелеологических ресурсов. Рельеф как основной ресурс горнолыжного туризма. Орографические требования к прокладке горнолыжных трасс. Типология горнолыжных трасс по орографическим особенностям.
Эстетические свойства природных и культурных ландшафтов. Критерии оценки живописности и эстетической привлекательности ландшафтов. Методы изучения восприятия людьми эстетической привлекательности ландшафтов: экспертные, психофизические, экспериментальные, когнитивные.
Водные рекреационные ресурсы в организации рекреационной деятельности. Водные объекты как основной ресурс пляжно-купального отдыха. Критерии рекреационной оценки водных объектов для пляжно-купального отдыха в континентальных районах: температура воды и её изменение в течение года, виды берегов, глубина водоёма, течение, безопасность водоёма для купания, степень загрязнённости водоёма, характер ландшафтов на берегах. Критерии рекреационной оценки морских водоёмов: характер побережья и морского дна, изменение глубин, изрезанность береговой линии, изменение температуры воды по сезонам года, солёность воды, наличие течений и волнений, биологическое разнообразие. Рекреационная оценка водных объектов для спортивных видов рекреации и туризма (яхтинга, сплава на лодках, плотах и байдарках).
Биологические рекреационные ресурсы. Рекреационные свойства и основные виды рекреационных занятий в лесных территориях. Критерии рекреационной оценки лесов: видовой состав, структура древостоя, наличие подлеска, полезных видов грибов и ягод, устойчивость к рекреационным нагрузкам, наличие элементов рекреационного благоустройства. Животный мир как ресурс экологических познавательных видов рекреации, охоты и рыбалки.
Тема 6. Историко-культурные и социально-экономические рекреационные ресурсы
Содержание понятия «историко-культурные рекреационные ресурсы». Материальное и духовное историко-культурное наследие. Классификация памятников историко-культурного наследия в Республике Беларусь. Событийные рекреационные ресурсы. Этнографические рекреационные ресурсы. Биографо-социальные рекреационные ресурсы. Учреждения культуры как рекреационный ресурс. Методы и критерии рекреационной оценки историко-культурных ресурсов: информативность, аттрактивность и туристская известность, место в мировой и национальной истории, культуре и искусстве, пропускная способность и устойчивость к рекреационным нагрузкам объектов и явлений культурного наследия.
Содержание понятия «социально-экономические рекреационные ресурсы». Инфраструктурные, трудовые, транспортные, финансово-экономические, правовые, образовательные социально-экономические рекреационные ресурсы. Неопределенность понятия «рекреационная отрасль экономики». Место рекреационной отрасли в системе общественного разделения труда, национальной и региональной экономики. Соотношение понятий «рекреационное хозяйство» и «индустрия туризма». Первичные, вторичные и третичные предприятия рекреационного обслуживания. Видовой состав предприятий рекреационной отрасли.
Тема7. Территориальные рекреационные системы
Базовая модель территориальной рекреационной системы: понятие, состав и структура, особенности функционирования и взаимодействия отдельных компонентов. Иерархия территориальных рекреационных систем: рекреационные предприятия, комбинаты, соединения и объединения. Устойчивость, динамичность и эволюция территориальных рекреационных систем. Типология территориальных рекреационных систем по функциональным особенностям рекреационной деятельности. Основные типы рекреационных территорий: урбанизированные рекреационные территории (города-курорты, города – экскурсионные центры, дачные поселки), межселитебные рекреационные территории (природные рекреационные парки), ареалы отдыха в сельской местности. Типологии территориальных рекреационных систем по значению и территориальному масштабу, времени проведения рекреационных занятий, географическому положению и удаленности от потребителей.
Туристические объекты и комплексы. Классификация туристических объектов по характеру мобильности, времени эксплуатации, вместимости и стационарности. Типология туристических комплексов по вместимости и числу отдыхающих, местоположению и географическому рисунку.
Тема 8. Рекреационное природопользование
Понятие о рекреационном природопользовании. Особенности рекреационного природопользования. Функциональная модель рекреационного природопользования. Социальная, экономическая и природоохранная функции рекреационного природопользования. Типы рекреационного природопользования: заповедное, рекреационное, руральное, урбанизированное.
Рекреационная ёмкость территории. Методика определения рекреационных нагрузок на природный комплекс. Устойчивость природных комплексов к рекреационным нагрузкам. Допустимая, критическая, недопустимая рекреационная нагрузка. Стадии рекреационной деградации территории. Проблема охраны природных и историко-культурных рекреационных ресурсов.
Тема 9. Рекреационное и туристическое районирование
Особенности и основные принципы рекреационного районирования. Задачи рекреационного районирования. Условия и факторы формирования и выделения рекреационных районов. Процесс и стадии рекреационного районообразования по Д.В. Николаенко. Основные признаки и характеристики рекреационных районов. Иерархия рекреационных районов.
Особенности и принципы туристического районирования. Понятие «туристический район» по ЮНВТО. Основные признаки и характеристики туристического района. Цикл развития туристического района. Территориальная структура и композиционные типы туристических районов. Иерархия туристических районов.
Понятие «туристический центр». Условия и факторы формирования и развития туристических центров. Типология туристических центров по характеру реализации отдельных циклов рекреационной деятельности. Понятие «туристическая дестинация». Сущность, основные черты и признаки туристических дестинаций. Цикл развития туристических дестинаций. Структура, типология и иерархия туристических дестинаций.
Тема 10.Рекреационное и туристическое районирование Республики Беларусь
Условия и факторы формирования, специфика территориальной организации рекреационной деятельности и туризма в Республике Беларусь. Принципы критерии выделения рекреационных районов на территории Беларуси. Схема рекреационного районирования Беларуси (по И.И. Пирожнику). Характеристика рекреационных районов Беларуси: Центральный, Северный, Восточный и Западный рекреационные районы.
Туристическое зонирование Республики Беларусь по БелНИИП градостроительства. Принципы выделения и назначение туристических зон Беларуси. Функциональная типология туристических зон Беларуси.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для специальности "Туризм
и страноведение"
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, занятия |
Количество аудиторных часов |
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний | ||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Количество часов УСР | ||||
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ (56 ч.) |
20 |
20 |
16 |
экзамен | ||||
1.1 |
Рекреационная география как наука. Рекреация как социально-экономическое явление |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.2 |
Свободное время и его структура |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.3 |
Особенности и принципы организации рекреационной деятельности |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.4 |
Рекреационные ресурсы и их классификация |
2 |
4 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.5 |
Природные рекреационные ресурсы |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.6 |
Историко-культурные и социально-экономические рекреационные ресурсы |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.7 |
Территориальные рекреационные системы |
2 |
4 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.8 |
Рекреационное природопользование |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.9 |
Рекреационное и туристическое районирование |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.10 |
Рекреационное и туристическое районирование Республики Беларусь |
2 |
2 |
16 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | ||
Итого |
20 |
20 |
16 |
экзамен |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для специальности
"География"
№ раздела, темы |
Название раздела, темы, занятия |
Количество аудиторных часов |
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний | ||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Количество часов УСР | ||||
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ (52 ч.) |
26 |
26 |
|
экзамен | ||||
1.1 |
Рекреационная география как наука. Рекреация как социально-экономическое явление |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.2 |
Свободное время и его структура |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.3 |
Особенности и принципы организации рекреационной деятельности |
4 |
2 |
|
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | ||
1.4 |
Рекреационные ресурсы и их классификация |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.5 |
Природные рекреационные ресурсы |
4 |
4 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.6 |
Историко-культурные и социально-экономические рекреационные ресурсы |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.7 |
Территориальные рекреационные системы |
2 |
4 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.8 |
Рекреационное природопользование |
2 |
2 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.9 |
Рекреационное и туристическое районирование |
4 |
4 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
1.10 |
Рекреационное и туристическое районирование Республики Беларусь |
2 |
4 |
Мультимедиа |
опрос, индивидуальные задания | |||
Итого |
26 |
26 |
экзамен |