Практическая работа 7

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА

Оборудование: литературные источники [1],[2], контурная карта административных районов Брестской области.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль культуры в мотивации рекреационных потребностей.

2. Классификация объектов историко-культурного наследия как рекреационных ресурсов.

3. Событийные, этнографические, биографо-социальные ресурсы.

4. Учреждения культуры как рекреационный ресурс.

5. Подходы к оценке историко-культурных рекреационных ресурсов.

Практические задания:

Задание 1. Определите историко-культурный потенциал административных районов Брестской области, используя следующую методику:

1) рассчитайте плотность объектов историко-культурного наследия на 100 км2 (таблица К1). Методом ранжирования проведите группировку административных районов Брестской области по плотности объектов историко-культурного наследия на 100 км2. Результаты запишите в таблицу 7.1

Примечание: информацию о площади административных районов можно взять по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_область

Таблица 7.1 – Группировка административных районов Брестской области по плотности объектов историко-культурного наследия на 100 км2.

низкий

(интервал значения)

средний

(интервал значения)

высокий

(интервал значения)

Район

Район

Район

2) путём бальной оценки определите потенциал административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного наследия. Методом ранжирования проведите группировку административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного значения. Результаты запишите в таблицу 7.2.

Категориям памятников присваиваются следующие баллы:

Памятники истории, археологии – 1 балл;

Памятники искусства и архитектуры – 2 балла;

Историко-культурные ландшафты – 3 балла;

Памятника республиканского значения получают дополнительный 1 балл.

Таблица 7.1 – Группировка административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного наследия.

низкий

(интервал значения)

средний

(интервал значения)

высокий

(интервал значения)

Район

Район

Район

3) проведите типологию административных районов по преобладанию отдельных видов объектов историко-культурного наследия. Результаты запишите в таблицу 7.3

Таблица 7.3 – Типология административных районов Брестской области по видовому составу объектов историко-культурного наследия.

с преобладанием

памятников истории

с преобладанием памятников архитектуры

Другой

тип

Район

Район

Район

7-3.png

Задание 2. Постройте картосхему «Плотность и культурная значимость объектов историко-культурного значения административных районов Брестской области», на которую необходимо нанести:

А) плотность объектов историко-культурного значения методом цветовой гаммы;

Б) потенциал административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного наследия методом штриховки;

В) типы административных районов Брестской области по видовому составу объектов историко-культурного наследия.

Письменно в тетради дайте характеристику территориальных закономерностей историко-культурного потенциала районов области. Какие районы и зоны региона имеют наиболее благоприятные условия для развития экскурсионно-познавательной деятельности.

Задание 3. С помощью литературных источников, ресурсов интернета и личного опыта определите туристско-экскурсионный потенциал улицы Советская в г. Бресте (от пересеченя ул. Пушкинской до пересечения ул. Машерова). Составьте план-схему экскурсионного маршрута с нанесением объектов показа (масштаб произвольный). Заполните таблице 7.4.

Примечание: учитываются все возможные объекты показа; баллы ценности объектов возможного показа присваиваются на усмотрение студента: низкая – 1 балл, средняя – 2 балла; высокая – 3 балла.

Таблица 7.4 – Туристско-экскурсионный потенциал улицы Советская г. Бреста

объект показа

время показа,

минут

эстетическая и культурная ценность объекта показа,

балл

Расстояние от начальной точки, метры

Другие примечания

Итого

Список рекомендуемой литературы:

1. Мироненко, Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981.

2. Николаенко, Д.В. Рекреационная география: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.В. Николаенко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков А.С., В.Л Голубева., Т.Н Одинцова. – М.,2005.

4. Голубева В.Л., Кусков А.С. Основы рекреационной географии : курс лекций. / В.Л. Голубева, А.С. Кусков. – Саратов, 2004.