Практическая работа 7
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА
Оборудование: литературные источники [1],[2], контурная карта административных районов Брестской области.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль культуры в мотивации рекреационных потребностей.
2. Классификация объектов историко-культурного наследия как рекреационных ресурсов.
3. Событийные, этнографические, биографо-социальные ресурсы.
4. Учреждения культуры как рекреационный ресурс.
5. Подходы к оценке историко-культурных рекреационных ресурсов.
Практические задания:
Задание 1. Определите историко-культурный потенциал административных районов Брестской области, используя следующую методику:
1) рассчитайте плотность объектов историко-культурного наследия на 100 км2 (таблица К1). Методом ранжирования проведите группировку административных районов Брестской области по плотности объектов историко-культурного наследия на 100 км2. Результаты запишите в таблицу 7.1
Примечание: информацию о площади административных районов можно взять по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_область
Таблица 7.1 – Группировка административных районов Брестской области по плотности объектов историко-культурного наследия на 100 км2.
низкий (интервал значения) |
средний (интервал значения) |
высокий (интервал значения) |
Район |
Район |
Район |
2) путём бальной оценки определите потенциал административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного наследия. Методом ранжирования проведите группировку административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного значения. Результаты запишите в таблицу 7.2.
Категориям памятников присваиваются следующие баллы:
Памятники истории, археологии – 1 балл;
Памятники искусства и архитектуры – 2 балла;
Историко-культурные ландшафты – 3 балла;
Памятника республиканского значения получают дополнительный 1 балл.
Таблица 7.1 – Группировка административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного наследия.
низкий (интервал значения) |
средний (интервал значения) |
высокий (интервал значения) |
Район |
Район |
Район |
3) проведите типологию административных районов по преобладанию отдельных видов объектов историко-культурного наследия. Результаты запишите в таблицу 7.3
Таблица 7.3 – Типология административных районов Брестской области по видовому составу объектов историко-культурного наследия.
с преобладанием памятников истории |
с преобладанием памятников архитектуры |
Другой тип |
Район |
Район |
Район |
Задание 2. Постройте картосхему «Плотность и культурная значимость объектов историко-культурного значения административных районов Брестской области», на которую необходимо нанести:
А) плотность объектов историко-культурного значения методом цветовой гаммы;
Б) потенциал административных районов Брестской области по культурной значимости объектов историко-культурного наследия методом штриховки;
В) типы административных районов Брестской области по видовому составу объектов историко-культурного наследия.
Письменно в тетради дайте характеристику территориальных закономерностей историко-культурного потенциала районов области. Какие районы и зоны региона имеют наиболее благоприятные условия для развития экскурсионно-познавательной деятельности.
Задание 3. С помощью литературных источников, ресурсов интернета и личного опыта определите туристско-экскурсионный потенциал улицы Советская в г. Бресте (от пересеченя ул. Пушкинской до пересечения ул. Машерова). Составьте план-схему экскурсионного маршрута с нанесением объектов показа (масштаб произвольный). Заполните таблице 7.4.
Примечание: учитываются все возможные объекты показа; баллы ценности объектов возможного показа присваиваются на усмотрение студента: низкая – 1 балл, средняя – 2 балла; высокая – 3 балла.
Таблица 7.4 – Туристско-экскурсионный потенциал улицы Советская г. Бреста
объект показа |
время показа, минут |
эстетическая и культурная ценность объекта показа, балл |
Расстояние от начальной точки, метры Другие примечания |
Итого |
Список рекомендуемой литературы:
1. Мироненко, Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981.
2. Николаенко, Д.В. Рекреационная география: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.В. Николаенко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков А.С., В.Л Голубева., Т.Н Одинцова. – М.,2005.
4. Голубева В.Л., Кусков А.С. Основы рекреационной географии : курс лекций. / В.Л. Голубева, А.С. Кусков. – Саратов, 2004.