Практическая работа 5-6
ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА
Оборудование: литературные источники [1],[2].
Вопросы для обсуждения:
1. Биоклиматические ресурсы и их оценка.
2. Пейзажные ресурсы и их оценка.
3. Значение особенностей рельефа для организации основных видов рекреационной деятельности.
4. Природно-лечебные ресурсы и их оценка.
5. Водные и пляжные ресурсы и их оценка.
6. Биологические ресурсы и объекты природно-заповедного фонда.
Практические задания:
Задание 1. Проведите оценку комфортности климата для рекреации г. Бреста и г. Витебска по месяцам используя данные таблиц 5.1–5.4. Письменно в тетради ответе на следующие вопросы с обоснованием ответа:
1) на какие месяцы приходятся оптимальные климатические условия для организации летней и зимней рекреации; какие отличия имеются между рассматриваемыми городами;
2) на какие месяцы приходятся наименее оптимальные условия для организации летней и зимней рекреации; какие отличия имеются между рассматриваемыми городами;
3) какой из городов имеет более комфортные климатические условия для организации зимней и летней рекреации.
Таблица 5.1 – Типы климата по степени комфортности для целей рекреации
тип климата |
Температура воздуха, С |
Относительная влажность, % |
Скорость ветра, м/с |
Высота снежного покрова, см. |
летняя рекреация |
||||
комфортный |
25-30 |
30-80 |
1-3 |
– |
субкомфорный жаркий |
30-35 |
30-60 |
1-7 |
– |
субкомфортный |
15-25 |
30-100 |
3-7 |
– |
дискомфортный |
менее 15; более 35 |
70-100 |
более 7 |
|
зимняя рекреация |
||||
Комфортный |
0 - -10 |
60-70 |
менее 4 |
10-40 |
субкомфортный |
-10 - -25 |
60-70 |
4-7 |
менее 10, более 40 |
Таблица 5.2 Параметры оптимальных климатических условий для рекреации
Показатели |
При использовании в период | |
Летний |
зимний | |
Средняя температура воздуха, °С |
||
при V = 0 - 1 м/сек. |
+15 - +20 |
0 - -25 |
при V = 2 - 3 м/сек. |
+15 - +23 |
0 - -15 |
при V = 4 - 5 м/сек. |
+20 - +26 |
0 - -10 |
Скорость ветра, м/сек. |
До 5 |
До 5 |
Время получения оптимальной дозы ультрофиолетовой радации, часов. |
20-40 |
- |
Период гелиотерапии, дней |
105-120 |
- |
Купально-пляжный сезон, дней |
60-90 |
- |
Толщина снежного покрова, см |
- |
10-40 |
Период для занятий зимними видами спорта, дней |
- |
45-60 |
Таблица 5.3 – Среднестатистические параметры климата по месяцам года г. Бреста
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Средняя температура |
−3,1 |
−2,6 |
2,2 |
9,4 |
14,4 |
17,9 |
20,5 |
19,2 |
14,4 |
8,9 |
4,4 |
−0,3 |
Относительная влажность воздуха, % |
85 |
82 |
75 |
66 |
66 |
69 |
70 |
71 |
78 |
81 |
86 |
87 |
Число пасмурных дней |
18 |
16 |
12 |
9 |
7 |
8 |
6 |
5 |
9 |
10 |
17 |
202 |
Скорость ветра, м/сек |
3.0 |
2.9 |
2.9 |
2.7 |
2.4 |
2.4 |
2.2 |
2.1 |
2.3 |
2.5 |
2.8 |
2.9 |
Высота снежного покрова |
6 |
7 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
Таблица 5.4 – Среднестатистические параметры климата по месяцам года г. Витебска
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Средняя температура |
−5,3 |
−5,5 |
−0,6 |
6,8 |
13,1 |
16,4 |
18,4 |
17,0 |
11,6 |
6,1 |
−0,1 |
−4,2 |
Относительная влажность воздуха, % |
85 |
81 |
76 |
67 |
66 |
72 |
73 |
75 |
80 |
83 |
87 |
87 |
Число пасмурных дней |
22 |
15 |
14 |
11 |
9 |
10 |
9 |
9 |
12 |
16 |
21 |
22 |
Скорость ветра, м/сек |
3.1 |
2.9 |
2.9 |
2.6 |
2.4 |
2.2 |
2.0 |
2.1 |
2.3 |
2.8 |
3.0 |
3.0 |
Высота снежного покрова |
15 |
19 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
9 |
Задание 2. Проведите бальную оценку эстетической привлекательности нижеуказанных ландшафтов на основе методики, приведенной в таблице 5.5. Письменно в тетради укажите, какие критерии являются ведущими при проведении оценки по данной методике.
Таблица 5.5 – Шкала оценки пейзажно-эстетической ценности ландшафта
Таблица 5.6 – Условная оценка степени контрастности ландшафтных пар
Рисунок 5.1 – Озерно–лесной пейзаж
Рисунок 5.2 – Лесной пейзаж
Рисунок 5.3–Речной пейзаж
Рисунок 5.4 – Полевой пейзаж
Задание 3. Определите временные рамки купального сезона (приблизительное количество суток) и оптимальное время для купания в закрытых водоёмах Брестской области, используя данные таблицы 5.7. Постройте график изменения температуры воды водоёмов, на котором выделите оптимальное время для купания. Письменно в тетради также укажите, какие типы пляжей наиболее распространены в Беларуси (таблица 5.8).
Примечание : оптимальной температурой воды, при котором возможно купание составляет более 17 С, комфортной – более 20 С.
Таблица 5.7 – Средняя температура воды в водоёмах Брестской области
Декада |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
1 |
5,3 |
10,6 |
16,4 |
18,3 |
19,8 |
16,6 |
9,5 |
2 |
6,6 |
13,0 |
17,2 |
18,8 |
18,8 |
13,1 |
8,2 |
3 |
8,4 |
14,9 |
18,3 |
19,6 |
17,1 |
11,8 |
6,1 |
Таблица 5.8 – Оценка пляжных угодий для купания
Задание 4. По данным метеорологических сайтов Беларуси определите степень медицинской комфортности погоды для основных видов рекреации на краткосрочный период (ближайшие 3 дня) с момента проведения практического занятия (таблица 5.9-5.10). Ответ оформите в письменной форме.
Талица 5.9 – Медицинская классификация погоды по Г.В. Фёдорову
Талица 5.10 – Медицинская классификация погоды по И.И. Григорьеву
Задание 5. Используя таблицы 5.8 и 5.11 определите, какие рекреационные зоны или курорты Крыма имеют наиболее (наименее) благоприятные условия для пляжного отдыха. Дайте письменный ответ. Примечание: горный Крым имеет галичные пляжи, равнинный Крым – песчаные пляжи, Керч – смешанные.
Таблица 5.11 –Средние показатели продолжительности купального сезона на морском побережье Крыма(по данным из путеводителя«Республика Крым»)
Рисунок 5.5 – Основные курорты Крыма
Список рекомендуемой литературы:
1. Мироненко, Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. – М.: МГУ, 1981.
2. Николаенко, Д.В. Рекреационная география: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.В. Николаенко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков А.С., В.Л Голубева., Т.Н Одинцова. – М.,2005.
4. Голубева В.Л., Кусков А.С. Основы рекреационной географии : курс лекций. / В.Л. Голубева, А.С. Кусков. – Саратов, 2004.