Лекция 3
ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Рекреационные потребности: факторы и особенности их формирования
Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Этотребования к условиямвосстановления сил человека. Рекреационные потребности являются частью общих потребностей человека и носят исторический характер, т.е. они по своей сути зависят от исторической эпохи.
Формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые можно разделить следующие группы:
Социально-экономические факторы – уровень материального достатка массового потребителя, уровень цен на рекреационные товары и услуги, наличие свободного времени, доступность информации (реклама) на рекреационные объекты и услуги;
Демографические факторы – возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, принадлежность к определенной социальной группе, регион основного проживания и тип местности проживания (городская или сельская);
Личностно-поведенческие факторы – индивидуальные особенности индивида, стиль жизни, интересы, система духовных ценностей, мотивация рекреационной деятельности, состояние здоровья;
Факторы культурного и общественно-психологическогохарактера –приоритеты в системе духовных ценностей общества в целом, его отдельных групп, достигнутый уровень психологии потребления, влияние моды в выборе видов рекреационных занятий, существующие традиции проведения отдыха;
Ресурсно-экологические факторы – масштабы и обеспеченность территории различными видами рекреационных ресурсов, экологическое состояние окружающей природной среды;
Политические факторы – безопасность рекреационных регионов и объектов, отсутствие вооруженных конфликтов, терроризма, пиратства, соблюдения международных норм и правил относительно прав и свобод человека.
Рекреационные потребности проявляются на трех уровнях организации людей:
1. Общественные потребности , которые определяются как потребности всего общества в восстановлении физических и психологических сил, а также всестороннего развития всех его членов; потребности в расширенном воспроизводстве социально-трудовой и социально-культурного потенциала общества.
2. Групповые рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных групп населения.
3. Индивидуальные рекреационные потребности определяются как потребности в восстановлении физических и духовных сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Они содержат в себе множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности: изменение привычного окружения, восстановления здоровья, снятия усталости, познания окружающего мира, преодоление препятствий, удовлетворения эстетических потребностей, духовное обогащение, бег от повседневности и другое .
Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями .При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.
Индивидуальные рекреационные потребности постоянно развиваются и влияют на структуру и своеобразие рекреационных потребностей социальной группы, а деятельность социальных групп способствует формированию общественных рекреационных потребностей.
Важным вопросом является оценка рекреационных потребностей. В настоящее время оценку рекреационных потребностей проводят с позиций следующих аспектов:
Экономический аспект (ключевой) – это определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Он осуществляется экономическими методами с позиций закона спроса и предложения.
Медико-биологический аспект заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой).
Социологический и социально-психологический аспекты – определение влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы, изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой.
2. Рекреационная деятельность. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности.
Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности.
Рекреационнаядеятельность – это деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека; это система мероприятий, связанных с использованием свободного времени для оздоровительной, культурно-познавательной деятельности людей на специализированных территориях, и характеризуется, по сравнению с другими видами деятельности, изменением, разнообразием, необычностью поведения людей и самоценностью процесса.
Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемых элементарные рекреационные занятия. Элементарные рекреационные занятия (ЭРЗ) - внутренне цельная, однородная, не разделенная на технологические компоненты рекреационная деятельность. ЭРЗ является основой для конструирования циклов рекреационных занятий.
По данным социологов, число элементарных рекреационных занятий удваивается каждые 10 лет, к началу XXI века их насчитывалось уже более 100 тыс. видов . В настоящее время они по своим функциям разбиты на 2 группы и 4 типа:
1. Группа восстановления:
Рекреационно-лечебные занятия – они представляют собой систему занятий жестко обусловленных методами санаторно-курортного лечения (бальнеолечения, грязелечения, климатолечения и тому подобное);
Рекреационно-оздоровительные занятия , у которых спектр занятий гораздо шире и разнообразнее: прогулки, купание, солнечные ванны, охота, рыбалка, пассивный отдых и т. д.
2. Группа развития:
Рекреационно-спортивные занятия , направленные на развитие физических сил человека - занятия всеми видами спорта;
Рекреационно-познавательные занятия , призваные духовно развивать человека (экскурсии, посещение музеев, театров, киноконцертных залов и другое).
Все разнообразие элементарных рекреационных занятий в развернутой классификации представлена 67 типами рекреационной деятельности .
Каждое из элементарны рекреационных занятий (ЭРЗ) может быть отнесено к классу «лидирующих» или «ведущих», в зависимости от того, является ли оно целевым занятиям с позиции рекреационных функций . На этом основании выделяются:
– целевые ЭРЗ , которые являются главным мотивом рекреационной деятельности;
– дополнительные ЭРЗ , не реализующие основную цель рекреации, но делают более разнообразным цикл рекреационных занятий, оживляют его;
– сопутствующие ЭРЗ , не дают специфического рекреационного эффекта, но необходимы по физиологическим и технологическим ограничениям.
Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, дополнительными для оздоровительной и сопутствующей для лечебной.
ЭРЗ находятся в определенной взаимозависимости в рамках одного цикла. С этих позиций их характеризуют:
взаимозаменяемость (альтернативность) – возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ на другое; взаимообусловленность – отношение, приводящее к понятию «режим рекреационной деятельности», к построению циклов, рекреационный режим – это последовательность ЭРЗ с фиксацией их продолжительности и интенсивности в цикле рекреационных занятий; противопоказанность – несовместимость некоторых ЭРЗ между собой в данный отрезок времени.
Важнейшей характеристикой ЭРЗ является аттрактивность рекреационной деятельности – индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельности и их сочетаний. Так наиболее предпочтительнымидля ежедневного отдыхаявляются следующие типы рекреационной деятельности: прогулочный отдых, любительские занятия на открытом воздухе, спортивные игры и упражнения, водные процедуры, игры в помещении и т. д.;для еженедельного отдыха–подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения,экскурсионный, рыболовно-охотничий туризм, любительские занятия на открытом воздухе;для отпуска– климатический, рыболовно-охотничий, бальнеологический, спортивный, экскурсионный туризм, занятия на воде.
3. Циклы рекреационных занятий и их моделирование.
Особенностью организации рекреационной деятельности является то, что в ходе ее осуществление виды занятий комбинируются между собой. Стойка комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила названиецикла рекреационной деятельности или цикла рекреационных занятий .
Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) – это взаимосвязаное и взаимообусловленное сочетание типов рекреационной деятельности, которое возникает на основе ведущего мотива рекреационной деятельности ;
– это программа отдыха, которая позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать определенные рекреационные цели, мотивации и требования рекреантов в конкретных условиях.
Знание циклов рекреационной деятельности организаторам отдыха позволяет полнее удовлетворять рекреационные потребности, рационально организовывать рекреационную деятельность и соответственно получать большие доходы от реализации правильно разработанных рекреационных услуг.
Каждый человек самостоятельно и бессознательно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и атрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов. Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо соответствует рекреационным потребностям.
ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям:рекреационная полезность и индивидуальная привлекательность (аттрактивность) .
По основным функциональным особенностям, условиям реализации, технологиям обслуживания принято выделять 17 ЦРД :
1. Водный;
2. Альпийский;
3. Альпинистский;
4.Активно-оздоровительный;
5. Коммерческо-деловой;
6. Лечебно-курортный;
7. Культурно-исторический (экскурсионный)
8. Охотничье-рыболовный;
9. Паломнический;
10. Приморский;
11. Приключенческий;
12. Развлекательный;
13. Спортивный;
14. Фестивально-конгрессный;
15 Экологический;
16 Экзотический;
17 Этнографический.
Выделяют суточные, отпускные, жизненные циклы рекреационной деятельности, а также циклы, характерные для определенных возрастных и социальных групп .Это определенное сочетание элементарных рекреационных занятий, которые осуществляются в течение небольших отрезков времени. Они могут многократно повторяться в течение определенного длительного отрезка времени для одного человека.
Наиболее подходящими для ежедневного отдыха являются такие рекреационные занятия: прогулочный отдых, водные процедуры, физические упражнения, чтение, просмотр телепрограмм, самообразование ; для еженедельного отдыха -подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсионный, рыболовно-охотничий, развлекательный цикл ;для отпуска -активно-оздоровительный, спортивный, курортный, культурно-исторический.
При моделировании ЦРД учитываются следующие аспекты:
1. Каждый тип рекреационной деятельности образуется путем чередования нескольких разных циклов рекреационной деятельности;
2. Специфика циклов формируется на основе рекреационных потребностей;
3. Определяются основные и дополнительные (по выбору рекреанта) типы рекреационной деятельности. Для разных типов рекреационной деятельности одни и теже рекреационные занятия могут быть целевыми, дополнительными и сопутствующими.
4. Учитываются основные характеристики рекреационных занятий – взаимодополняемость, взаимозаменяемость, протипоказание, аттрактивность.
5. Принадлежность элементарных рекреационных занятий для разных типов рекреационной деятельности не является строго фиксированной. Каждый из типов рекреационной деятельности при моделировании циклов может дополняться ЭРЗ из других групп.
Таким образом, рекреационная деятельность заключается в выборе элементарных рекреационных занятий, из которых формируются типы рекреационной деятельности, а дальше из них составляют циклы рекреационной деятельности (программу отдыха). Такая процедура формирования ЦРД позволяет рекомендовать рекреантам оптимальные сочетания типов рекреационной деятельности и соответствующих им занятий.
ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, имеют внутреннюю целостность и целевую ориентацию. Учитывают как групповые, так и индивидуальные потребности рекреантов.
В целом для современного этапа развития рекреационной деятельности необходимо выделить следующие тенденции, отражающих изменение в структуре рекреационных потребностей:
1. В рекреационной деятельности участвуют все слои населения, независимо от возраста, доходов, пола и др. характеристик.
2. Сокращение продолжительности отпускного периода при одновременном увеличении частоты выездов на отдых.
3. Ежегодный рост количества и видов новых рекреационных занятий: экологический туризм, СПА, экстрим и др. и соответствующее привлечения новых видов рекреационных ресурсов.
4. Рост значения отдыха, спортивных и оздоровительных занятий.
5. Относительное снижение доли лечебных занятий.
4. Классификация рекреационной деятельности.
Классификация рекреационной деятельности проводится по следующим признакам: территориальный признак, продолжительность, правовой статус, цель и мотивация рекреационной деятельности, сезонность, способ передвижения, возраст, количество участников, форма организации, используемые транспортные средства.
По основному мотиву рекреационная деятельность поразделяется на :
Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответствовать медико-биологическим нормам.
Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых (70 % туристических потоков мира) . Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров, и т. д.
Маршрутный туризм может быть спортивным и оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным краеведческим туризмом .
Большое развитие получил водный туризм , как прогулочный, так и спортивный. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Сюда включены и элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Известна также популярность рыболовного и охотничьего туризма . Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, преследующие своей целью не материальное обогащение, а отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм – один и самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горнолыжный туризм и альпинизм.
Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой и т. д. Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки.
В последнее время добавляют развлекательную рекреацию как отдельный мотив.
В зависимости от территориального охвата рекреационная деятельность подразделяется на:
– Рекреацию в пределах населенного пункта и мест постоянного проживания;
– Рекреацию пригородную;
– Рекреацию дальнюю.
В зависимости от продолжительности рекреационная деятельность подразделяется на:
– кратковременную (до 1 суток), которая обычно соответствует понятию краткосрочный отдых в пределах постоянного проживания
– ежедневная и еженедельная (уик-энд) рекреационная деятельность;
– Ддлительную (более 1 сутки) - которая обычно совпадает с понятием туризм.
В зависимости от правового статуса рекреационная деятельность может быть классифицирована на:
– внутреннюю (национальная), которая осуществляется рекреантами, жителями страны на территории собственной страны
– внешнюю (международную), которая осуществляется рекреантами на территории других стран, которые не являются местом их постоянного проживания.
Рекреационную деятельность во время отдыха можно классифицировать по следующим основным группам:
– Деятельность, связанная с определенными физическими нагрузками (физическая рекреация) – занятия спортом, физической культурой, прогулки, плавание, купание.
– Любительские занятия - охота, сбор ягод, грибов, садоводство, фотографирование, художественное творчество, танцы и др.
– Посещение зрелищных учреждений с целью развлечений как активного так и пассивного характера- кинотеатров, клубов, цирков, театров и других, так называемых учреждений досуга;
– Деятельность, связанная с развитием личности – чтение литературы, просмотр телепередач, получения дополнительного образования, экскурсионная деятельность;
-Общение по интересам, участие в различного рода массовых мероприятиях (праздники, ролевые игры, реконструкции).
Основываясь на позиции, что туризм является одной из видов рекреации , к числу рекреационных видов туризма относятся: оздоровительный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, образовательный, спортивный, экстремальный, сельский, экологический виды туризма .
По форме организации рекреационная деятельность делится на организованную и неорганизованную .
Организованная деятельность – это экскурсия, экологический тур, познавательный тур. Примером неорганизованной рекреационной деятельности является пеший поход, выезд в пригородную рекреационную зону на пикник, посещение интересных рекреационных объектов и местностей.
По количеству участников рекреационная деятельность делится на:
индивидуальную (от одного до пяти человек), семейную (три-пять человек), групповую (10 и более человек), массовую .Количество участников, в первую очередь, зависит от характера рекреационной деятельности .Например, индивидуальный характер деятельности присущ в основном лечебным, деловым, образовательным видам рекреации. Семейный и групповой - оздоровительным, развлекательным, познавательным. Примером массовой рекреационной деятельности может быть летний пляжно-купальный отдых на специализированных рекреационных территориях -
По возрастным категориям различают следующие виды рекреационной деятельности: детская (до 14 лет), молодежная (15-29 лет), лиц среднего 53 возраста (30 - 60 лет), рекреационная деятельность лиц третьего возраста (60 и более).
В зависимости от форм финансирования рекреационная деятельность может быть:
– Коммерческая– осуществляется за собственные средства рекреанта;
– Социальная – возможность получения отдыха реализуется счет систем социального страхования, дотаций от государства, общественных и коммерческих структур.
В зависимости от сезонности рекреационная деятельность бывает: сезонная и внесезонная . Так определенные виды рекреационных занятий, особенно спортивные, можно осуществлять исключительно при наличии соответствующих погодно-климатических условий, например, купания, принятия солнечных ванн, катание на лыжах, а познавательные и развлекательные виды рекреации в основном на имеют сезонных ограничений.
В зависимости от способа передвижения рекреационная деятельность подразделяется на: активную, пассивную, комбинированную . Активная предусматривает использование физической силы рекреанта и может быть пешеходная, велосипедная, водная, лыжная и тому подобное. Пассивная предполагает использование различных видов транспорта - автомобильная, автобусная, железнодорожная, авиационная, речная, морская.